2

Рассказ.

Решил ознакомить посетителей сайта со своим рассказом «О Рождестве. И не только…» 

 

6 января православные празднуют Рождественский сочельник или Навечерие Рождества. В этот день во всех российских храмах проходит особая служба с чтением так называемых «царских часов». На каждом часе звучат праздничные Апостол и Евангелие.

 

Рождественский сочельник считается у празднующих Рождество днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова. По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в Уставе церкви она не записана. Типикон (церковный Устав) предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.

 

Разговляться после сорокадневного Рождественского поста принято сочивом (первоначально - пшеничные зёрна, размоченные водою) или кутьёй (готовится из зёрен пшеницы с добавлением мёда, часто также орехов и изюма). От слова «сочиво» и происходит название праздника, но прижился «сочельник». 

 

В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.

 

Ночью с 6-го на 7-ое января православные Россияне отмечают Рождество Христово, которое называют «матерью всех праздников». И на Руси этот Праздник был особенно любим.

 

В сочельник до «вечерней звезды» ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.

 

В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. 

 

Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

 

А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славили Христа: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.

 

К счастью, и я застал те рождественские праздники и хорошо помню, как у бабушки в деревне ходил с ребятами колядовать на Рождество: наряжались в овечьи шубейки, вывернутые мехом наверх, и ходили по домам с песнями, поздравлениями, стучали в деревенские окна. Нас радостно встречали, одаривали сладкими колядками: пирожками, пряниками и булочками.

 

В деревне в те времена было пять домов, все приходились друг другу родственниками, и мы приносили мешок сладостей. Сейчас в той деревне не осталось ни одного дома: последним злые люди сожгли в 2003-ем году бабушкин дом.

 

В России Русская Православная Церковь с начала двадцатого века не осуществила переход с Юлианского календаря на Григорианский. Из-за этого получилось так, что наш календарь на тринадцать дней отличается от календаря, которым пользуются другие христиане.

 

С самого начала своего появления Рождественские праздники были тесно связаны с большим числом различных народных обычаев, но со временем их постепенно забыли, потому что в 1918-ом году было официально запрещено отмечать Рождество.

 

Только в 1935-ом году тогдашнее руководство страны разрешило устанавливать и украшать ёлки. Но ёлки были не Рождественские, а Новогодние. Звезды на макушку ёлки стали ставить советские, т.е. пятиконечные, в то время как ранее на Рождество ставили семиконечные звёзды. Семиконечная звезда – это та самая звезда, которая, по Евангелию, привела к новорождённому младенцу Иисусу Христу волхвов.

 

До 1918-го года Рождество было принято праздновать практически везде, а как праздник, Новый Год по значимости уступал Рождеству.

 

В советское время значимость праздников поменялась местами – Новый год вытеснил Рождество.

 

Союз Советских Социалистических Республик, наверно, был единственной страной в мире, где Новогодний праздник во многом включал в себя атрибуты Рождества, тем не менее, оставаясь полноценным советским праздником. 

 

Когда произошел распад СССР, каких-либо обратных изменений не произошло. Новый Год как был, так и остался семейным праздником России. А отмечать праздник Рождества продолжала только определённая часть населения России, и это касается, прежде всего, верующих православных граждан РФ.  

 

В последние годы количество людей, отмечающих Рождество, и посещающих в канун этого праздника церковь, многократно возросло, тем самым возвращается утраченный ранее религиозный смысл праздника. На сегодняшний день подавляющее большинство верующих россиян празднуют Рождественские праздники 7-ого января, т.е. по старому Юлианскому календарю.  

 

В православии существует много различных постов. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.  

 

О соблюдении таких постов, их влиянии на жизнь человека – отдельная тема. Но я попытаюсь рассказывать о русской кухне, о том, как «едали наши деды». Это связано и с Рождественскими праздниками, и мне показалось интересным, надеюсь, и вам понравится.  

 

Принятие христианства оказало большое влияние на весь русский быт, в том числе и на русскую кухню. Прежде всего, произошло резкое разделение русского стола на постный и непостный, то есть скоромный. Соблюдение постов от 196 до 212 дней в году (в разные годы по-разному) привело к большому разнообразию мучных, овощных, грибных и рыбных блюд. Во время постов нельзя было усердно развлекаться, есть мясную и молочную пищу, яйца и сахар, а в строгие посты запрещалось есть и рыбу. Посты были многодневными – Великий пост, Рождественский, в Крещенье и другие, а также однодневными – по средам и пятницам.  

 

После постов наступали праздничные дни, дни мясоеда, и тогда постный стол сменялся скоромным. И праздничных дней было немало - от 174 до 190 в году.  

 

Достаток в мясной и молочной пище целиком зависел от усердия и рачительности крестьянина. В начале 20-ого века мясо, птицу, рыбу, дичь в Петербург и Москву возили обозами. Праздничный стол был в большинстве своём богатым и обильным. Обилие - одна из характерных особенностей русского стола. К праздникам стряпали всевозможные пироги, пекли блины, варили студни, жарили поросят, гусей, уток.  

 

Древнерусский скоромный стол отличался приготовлением блюд из целой тушки птицы или животного или большого куска мяса. Измельчённое мясо применяли в основном для начинки пирогов или фарширования гусей, кур, бараньих и свиных ножек.  

 

«Увидишь, что мороженых свиней привозят, - скоро и Рождество … В мясных, бывало, до потолка навалят, словно брёвна, - мороженые свиньи… И тянутся обозы к Рождеству… Везут свинину, поросят гусей, индюшек, - «пылкого морозу». Рябчик идёт, сибирский, тетерев-глухарь… Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, - наплевать! Нищий подберёт. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой – поросячий ряд на версту. А там – гусиный, куриный, утка, глухари-тетёрки, рябчик … Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Бывало, фабричные впрягутся в розвальни – большие сани, - везут, смеются. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины…Богато жили». (И.С. Шмелёв «Лето Господне»).  

 

Русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв в романе «Лето Господне» так описывает постный и скоромный стол на именинах в доме своего отца: «На постном отделении стола … подавали восемь отменных перемен: бульон на живом ерше, со стерляжьими расстегаями, стерлядь паровую – «владычную», крокеточки рыбные с икрой зернистой, уху налимью, три кулебяки «на четыре угла», - и со свежими белыми грибами, и с вязигой в икре судачьей, - и из лососи «тельное», и волован-огратэ, с рисовым соусом и с икорным впёком; и заливное из осетрины, и воздушные котлетки из белужины высшего отбора, с подливкой из грибков с каперсами-оливками, под лимончиком; и паровые сиги с гарниром из рачьих шеек; и ореховый торт, и миндальный крем, облитый духовитым ромом, и ананасный ма-се-дуван какой-то, в вишнях и золотистых персиках.  

 

… И скоромникам тоже богато подавали. Кулебяки, крокеточки, пирожки; два горячих – суп с потрохом гусиным и рассольник; рябчики заливные, отборная ветчина «Арсентьича», с Сундучного Ряда, слава на всю Москву, в зелёном ростовском горшке-молочке; жареный гусь под яблоками, с шинкованной капустой красной, с румяным пустотелым картофельцем – «пушкинским», курячьи, «пожарские» - котлеты на косточках в ажуре; ананасовая, «курьевская», каша, в сливочных пеночках и орехово-фруктовой сдобе, пломбир в шампанском».  

 

Вот так едали наши деды! Я, честно говоря, значение некоторых блюд не знаю и не представляю, как они выглядят.  

 

Но обилие русского стола не следует путать с обжорством. Ведь обилие русского стола прежде всего было связано с гостеприимством – национальной чертой русского народа, присущей, безусловно, и другим народам. Обжорство же, когда едят лишнее, много и жадно, издревле считалось пороком. Про человека, не умеющего есть, в народе говорили: «Никакой выти в нём нет».  

 

Поясню: «Выть – этот строгий распорядок в еде – можно было нарушать только в полевую среду. Упорядоченность вытей взаимосвязана с трудолюбием и порядком вообще… Хороший едок редко не был и хорошим работником. Но он никогда не ел торопливо и про запас. Жадность не прощалась даже детям». (В.И. Белов «Лад»).  

 

«Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать – что есть, но и когда и как… И что при этом говорить. Да-с». (М.А. Булгаков «Собачье сердце).  

 

Отличительной особенностью русской кухни является обилие и разнообразие закусок.  

 

«Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только не дорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок это – первая. Когда-то их великолепно приготовляли в Славянском базаре». (М.А. Булгаков «Собачье сердце»).  

 

«… Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селёдка. Съели вы её кусочек с лучком и горчичным соусом, сейчас же … кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селёдки, но всего лучше, благодетель, рыжики солёные, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом … объедение!  

 

- Для закуски хороши также, того ... душоные белые грибы.  

 

--Да, да, да … с луком, знаете ли, с лавровым листом и всякими специями. Откроешь кастрюлю, а из неё пар, грибной дух …даже слеза прошибает иной раз!» (А.П. Чехов «Сирена»).  

 

«Четыре лакея, каждый в сажень ростом, закуску на подносах внесли и на столы поставили. Были тут сельди голландские, сыр немецкий, икра яицкая с лимоном, икра стерляжья с перцем, балык донской, колбасы заморские, сёмга архангелогородская, ветчина вестфальская, сиги в уксусе из Питера, грибы отварные, огурцы подновские, рыжики вятские, пироги подового дела, оладьи и пряженцы с яйцами, а в графинах водка золотая, водка анисовая, водка зорная, водка кардамонная, - а всё своего завода.  

 

Закусывают час либо два, покамест все графины не опорожнят, все тарелки не очистят, тогда обедать пойдут …». (П.И. Мельников-Печёрский «Старые годы»).  

 

Конечно, я привёл не весь «обеденный цикл», если можно так выразиться. И можно продолжать и ещё многое сказать.  

 

С сожалением отмечу, что русская кухня переживает сейчас не лучшую свою пору. И порой не хватает и самых обычных, традиционных для России продуктов питания. И готовить приходиться в основном «из достаточного сырья», включая и финансовые возможности. Но праздничный русский стол по-прежнему отличается обилием, безусловно, не таким, как в старину, а русский дом – гостеприимством.  

 

И пусть наши рождественские и всегдашние столы всегда будут обильными, а дома – гостеприимными!

gik
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...