Исполнилось 760 лет со дня смерти Джеляльэддина Руми
сельджукской культуры видели многие философы. Возможно, некоторые из них даже смутно догадывались, к чему все это должно привести. Так, необходимость идеологического оформления начинавшей складываться новой этнической общности Малой Азии, видимо, почувствовал Джеляльэддин Руми (1207—1273), выдающийся философ-мистик, основатель ордена дервишей мевлеви, поэт. Он пытался если не создать новую религию, то во всяком случае реформировать ислам, приблизив его к христианству. На философско-религиозные воззрения Джеляльзддина сильное влияние оказали христиане-греки, кроме того, они познакомили его с уче нием Платона. Джеляльэддин часто посещал церкви, монастыри, поддерживал дружеские связи с христианскими священниками, которые приезжали к нему не только из городов и деревень Анатолии, но даже из Константинополя. Б о всех религиозных общинах у него были ученики. По мнению О. Тураиа, Джеляльэддин мечтал о синкретической религии, которая объединила бы христиан и мусульман как верующих в единого бога. Отсюда проистекала веротерпимость мевлеви. Столица Сельджукидов Конья стала при Джеляльэддине, по выражению В. А. Гордлевского, центром мистического пантеизма. Пантеистические воззрения мевлеви, усиленные благодаря личным отношениям и влечению их духовного вождя Джеляльзддина к грекам, сглаживали рознь, сближали христиан и мусульман. Когда Джеляльэддин умер, на его похоронах присутствовали приверженцы всех религиозных течений и сект Малой Азии. Вокруг его погребальных носилок собрались толпы народа. Все — вельможи и простой люд шли, обнажив головы. Здесь были и христиане, и иудеи, и мусульмане. «Смотря на него, мы познали природу Иисуса, Моисея и всех пророков»,— говорили его поклонники (так пишет Афляки).