Суета вокруг театра кукол
Приостановление СУДОМ псковского областного театра кукол вызвало шквал гневных статей, интервью, замечаний и обсуждений. Суть большинства реплик, брошенных в обсуждениях, сводится к тому, что подлые пожарные закрыли несчастный театр, из своих корыстных побуждений, безудержного желания всех штрафовать и закрывать.
Начну с того, что деятельность театра кукол приостанавливается СУДОМ за нарушение требований пожарной безопасности уже третий раз. До этого деятельность указанного учреждения приостанавливалась решением суда в 24 октября 2008 г. на 20 дней, в 21 октября 2009 г. на 30 дней.
В этом году предписание ГПН в полном объёме также выполнено не было. Встаёт вопрос, знала ли администрация театра, знал ли об этом Комитет по культуре области? Думаю, знали, но ничего не сделали для решения проблемных вопросов.
Таким образом, приостановление деятельности театра в 2010 году – вполне закономерный итог бездеятельности соответствующих должностных лиц. Можно ли было принять меры и не доводить дело до приостановления? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Так, в публикациях, размещенных в СМИ говориться, что решётки с окон театра снимать нельзя, т.к. это памятник гражданского зодчества и решётки – часть архитектуры. Соглашусь. Только отмечу, что правила пожарной безопасности запрещают устанавливать на окнах ГЛУХИЕ металлические решётки.
В Пскове не только театр кукол находится в здании, являющимся памятником архитектуры, половина исторической части города – это памятники гражданского зодчества. Но почему-то другие организации давно заменили глухие металлические решётки на распашные и у комитета по охране памятников вопроса к ним не возникло. Решётки на месте, но и условия безопасности людей тоже выполняются. Вопрос ширины лестничного марша конечно более сложен, но не безнадёжен, как это пытаются представить чиновники от культуры.
Дело в том, что как правилами пожарной безопасности, так и Федеральным законом от 22.06.2008 № 123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что «…требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека».
Более того, указанный выше технический регламент говорит о том, что «…пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: 1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений…». Т.е., говоря простыми словами, администрации кукольного театра необходимо было произвести расчёт пожарных рисков и, в случае если они окажутся в допустимых пределах, вопрос по лестнице снялся бы автоматически. В данном случае это более чем вероятно, ведь, как утверждает и. о. председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Александр Голышев, «в случае с лестницей речь идёт о сантиметрах».
Опережу вопросы, на тему, почему подобные расчёты не проведены сотрудниками ГПН. Да просто потому, что это не входит в их компетенцию. В соответствии с требованиями действующего законодательства ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут: «собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности».
В случае же с театром кукол явно прослеживается желание этих должностных лиц снять с себя эту ответственность и сформировать общественное мнение, направленное против сотрудников государственного пожарного надзора. Это, конечно, намного проще, чем выполнять закон. Но лучше ли?
Примечание: данный материал является частным мнением.