Пять лет спустя награда нашла своего героя в Опочке
Узбекистан – Опочка – Псков – Чечня - Калининград – Таджикистан – Чечня – и опять Псков… В одну конспективную строку может уложиться жизнь любого человека, даже такая непростая и насыщенная, как у 37-летнего рядового запаса Грызунова Александра Владимировича. Спокойный, но с какой-то сжатой пружиной внутри, готовый к любым неожиданностям, немногословный, внимательный, с глазами, которые даже на улыбающемся лице остаются строгими и очень серьезными. Да Александр и не может быть другим. Слишком суровая школа жизни – снайпер во вторую чеченскую кампанию, контракт в Таджикистане и снова Чечня – только теперь уже служба в составе инженерно-саперных войск, которую Александр закончил в 2006 году исполняющим обязанности командира взвода. Именно за одну из операций по разминированию в этот последний год и получил Александр Владимирович свою награду, которая искала его, к сожалению, целых 5 лет. И вот, 12 декабря, в День Конституции, что, согласитесь, несколько символично, заслуженная медаль по представлению военкомата была вручена Александру Владимировичу Грызунову, теперь мирному строителю, отцу двоих сыновей, заместителем главы администрации Опочецкого района по социальной политике В. И. Полуляхом.
Но не у одного Александра в этот день был двойной праздник. Памятной медалью, посвященной 25-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС был награжден Анхаев Геннадий Петрович, отдавший 21 год службе вначале в Советской, а потом уже и в Российской Армии. Призванный из Карелии начинал службу рядовым в Опочецком высшем зенитно-ракетном командном училище, в 1979 году переведенном в г. Днепропетровск. После демобилизации продолжил службу там же прапорщиком на кафедре тактики и химического применения. Оттуда в 1988-м в составе очередного формирования был направлен в район аварии. Там и прослужил Геннадий Петрович 5,5 месяцев в качестве старшины роты радиационно-химической разведки. Замеряли радиацию, составляли картограмму, высчитывали уровень радиации на определенных участках. От этих расчетов зависело количество допустимого времени работы на объектах. А работы было много. На тот момент саркофаг, накрывающий АЭС, не был герметичным, внутри продолжалась термоядерная реакция и каждые 2-3 недели случались выбросы. Конечно, такая служба не проходит бесследно, хотя санитарные нормы строго соблюдались. В каждом подразделении был свой штаб, который следил за этим. У каждого военнослужащего был свой персональный дозиметр( 5,5 рентген – потолок). Жили в сорока километрах от станции, для работы была специальная, только там эксплуатируемая, техника и одежда.
Сейчас Г. П. Анхаев живет и работает в нашем городе, где таких ветеранов-чернобыльцев еще 15 человек и у каждого своя судьба и своя правда ( они уже получили награды чуть раньше, см. материал сайта за 18 .11.11г.). Геннадий Петрович – человек активный, деятельный и неравнодушный не только к своему здоровью, но и к жизни города. До сих пор занимается спортом, купается до поздней осени. Вырастил двух замечательных дочерей. А вот душа болит – каждый день видит он, как разрушается то, что строил когда-то своими руками . Развалины зданий на территории бывшего военного городка напоминают кадры руин из военной хроники. Но, к слову сказать, сейчас, после очередного обращения Главы Опочецкого района П. М. Васильева к российскому правительству, судьба военного городка, хочется надеяться, будет, наконец-то, решена.
Вот такие люди живут рядом с нами, и прекрасно, что появился ещё один повод рассказать о наших замечательных теперь уже земляках.