Причины цензуры СМИ. или Что понимает ФСБ под свои противником.
Этот перечень первый раз был определен приказом ФСБ от 14 сентября 2007 года, и тогда в него вошли начальники разных подразделений службы контрразведки, экономической безопасности, УСБ, пограничники, особисты и руководство спецслужбы. Приказ Бортникова от июля 2009 года расширил этот список: теперь в нем появилось Управление программ содействия ФСБ. Именно это управление отвечает за контакты ФСБ с журналистами, и Центр общественных связей входит в его структуру. Если раньше начальнику УПС для постановки журналиста на прослушку приходилось идти на поклон к руководству ФСБ или в службу контрразведки и объяснять, зачем это нужно (а в спецслужбе, как и везде, есть очередь на подобные мероприятия, и начальник контрразведки может отказать, решив, что следить за реальным шпионом важнее), то теперь начальник УПС может делать это самостоятельно, просто отдав соответствующий приказ. (Конечно, при наличии судебного решения. Однако много ли известно случаев, когда судьи отказывали ФСБ в таких запросах?)Конечно, деятельность Управления программ содействия ФСБ уже с момента его создания выходила за рамки пресс-службы. Даже название управления удивляло осведомленную публику: дело в том, что программы, или операции содействия — это термин из лексикона внешней разведки, который заменил в начале 90-х одиозное словосочетание КГБ «активные мероприятия». Спустя пару лет бывший начальник ЦОСа ФСБ и вдохновитель создания управления Александр Михайлов так объяснял автору значение термина: «Вы скажите — а, это задачи дезинформации! Нет, дезинформация — это когда вопрос имеет прямое отношение к противнику, а не к обществу. А если говорить о противнике, то да, операции содействия — это операции воздействия на противника».
То есть центр общественных связей ФСБ включили в состав управления, задача которого — информационное воздействие на противника, и остается только гадать, что при этом понималось под противником. Кроме того, было известно, что один из отделов ЦОСа занимается мониторингом публикаций для определения авторства статей, написанных под псевдонимом. Было также известно, что еще осенью 1998 года в рамках управления по защите конституционного строя была создана курирующая журналистов структура, задачей которого официально считалось выявление экстремистских публикаций. После ухода в июне 2002 года Здановича на ВГТРК его заменил Василий Дворников, который за прошедшие годы умудрился не дать ни одного интервью. На передний план выступил Центр общественных связей, а Управление программ содействия все больше уходило в тень.
Однако, как теперь выясняется, Управление отнюдь не бездействовало, а все больше расширяло свои полномочия, и июльский приказ Бортникова в корне меняет ситуацию для журналистов, пишущих на горячие темы. Мониторинг, контент-анализ публикаций и даже выявление стилистических особенностей авторов, которыми занимались в ЦОСе в 90-е, является вполне легитимной сферой деятельности для любой пресс-службы, в том числе и ФСБ. Но когда в 1999 году в одной структуре оказались пресс-служба и подразделения по ведению информационных войн — это уже был выход за флажки.
В декабре 2008 года в Афганистане НАТО попыталось соединить в одном управлении пресс-службу и управление психологических операций, и это вызвало возмущение прессы и нескольких членов альянса, включая Германию, поскольку это решение подрывало доверие к распространяемой НАТО информации. Право же ставить на прослушку, гарантированное приказом Бортникова, — это принципиально новый шаг к манипулированию прессой, и на этот раз аналогов он не имеет. Важная деталь: подразделения ФСБ делятся на оперативные и обеспечения. Первые (к ним относятся, например, контрразведка и антитеррор) — это оперативники, которые должны вести оперативно-розыскную деятельность и, прежде всего, вербовать агентов.
К обеспечению относятся управление капитального строительства, ведомственная медицина, кадровики, приемная и, как до последнего времени считалось, пресс-служба. Однако право ставить на прослушку, очевидно, входит в арсенал методов оперативных подразделений. Между тем, в Центре общественных связей ФСБ на мой вопрос, является ли Управление программ содействия оперативным подразделением, ответили, что «это регулируется нашими внутренними нормативными документами и вам этого никто не скажет». [ССЫЛКА]