Фрагмент несостоявшегося выступления.
Шёл сегодня, 28 октября, к 12 часам в школу на торжественное мероприятие в честь 225-летия с надеждой в душе выступить, если позволят.К выступлению не готовился, ибо по опыту знаю, что выступление экспромтом у меня получается лучше.
За 15 минут до начала торжества попросил Светлану Алексеевну, куратора сценария, предусмотреть моё выступление от 10 «В» класса.
Теперь, по окончании торжества, я понимаю, какой великолепный психолог Светлана: она в ответ бросила коротко: «Попытаюсь». Хотя знала, что уже никак нельзя «втиснуть» меня в поминутно расписанный сценарий.
А сценарий получился великолепный: прозвучало много поздравлений, музыки, танцев, песен, награждений грамотами и благодарственными письмами преподавателей, учеников и иных мероприятий. Так что скучно не было.
Когда смотрел и слушал, в уме созрел план выступления. Я бы сказал, примерно, следующее.
«Добрый день! Мне доставляет радость, и считаю за высокую честь выступать перед вами от имени учеников 10 «В» класса, окончивших нашу замечательную школу в 1954 году.
Поздравляю всех с очередным годом, уже двести двадцать пятым, прожитым любимой школой на российской земле! И низкий поклон, и огромное спасибо школе, её учителям, администрации за всё доброе и полезное, которое они совершили для нас в то трудное, послевоенное время, и за то, что продолжают ежедневно бескорыстно сеять доброе, вечное!
(И здесь бы я низко поклонился сидящим в зале преподавателям).
Последний раз я был в этом зале летом 2004 года, когда 10 «В» отмечал 50-летие окончания школы.
Школа радушно приняла нас, а ученики вместе с преподавателями продемонстрировали свои способности в пении, танцах и декламации.
В ответ получили аплодисменты и словесное напутствие подрастающему поколению. Затем нам показали музей школы, а в столовой был накрыт стол для дружеского ужина.
Покидали школу радостные, одухотворённые общением и со школой, и с одноклассниками, опьянённые каким-то особым духом школы, необъяснимым состоянием, в котором пребывали всё это время.
Нас тогда было 15 человек из Пскова, Львова, Петрозаводска, Ленинграда, Уфы и Москвы. И тогда же родился «Гимн 10 «В» класса».
И мы дали слово встретиться здесь в год шестидесятилетия окончания школы.
И верю, что так и будет, и школа с радостью примет нас!
Друзья! Сегодня я здесь один из 10 «В» класса.
Нет-нет, не подумайте плохое, нас ещё много, хотя ряды заметно поредели.
Псковичи не могли придти по разным причинам, а иногородние одноклассники не успели получить приглашение.
Смотрю в зал и вижу представителей трёх школьных поколений: прошлого, сегодняшнего и будущего.
Сказал «будущего» и вспомнил школьную программу: Н.Г.Чернышевский «Что делать?».
Четвёртый сон Веры Павловны. Не помню уже, сколько снов было у Веры Павловны, но четвёртый помню хорошо: «Будущее светло и прекрасно».
Я сейчас не так оптимистично настроен на счёт нашего будущего как Чернышевский.
Но согласен с ним: «Стремитесь к нему, приближайте его». Так, примерно, звучало в четвёртом сне.
Это обращение к нашему будущему школьному поколению, сидящему сейчас в зале.
И оно является ответственным поколением, оно должно перенять всё хорошее, накопленное нами, прошлым поколением, и приумножить все позитивные стороны сегодняшнего поколения.
На мой взгляд, у сегодняшнего поколения позитива больше, чем негативных явлений.
Сужу так, например, потому, что выпускники 2011 года школы 24 выдвинули на «Народную премию» свою учительницу, успешно подготовившую их для поступления в институты. Это не может не радовать. Жаль, что такое произошло не в нашей школе.
А что связывает все эти школьные поколения? Конечно, школа.
Школа и её преподаватели являются той неразрывной цепью, которая укрепляет связь поколений, делает возможным их преемственность, передаёт накопленный опыт, предостерегает от повторения ошибок.
И ещё нагляднее становится важность учительского слова, его знаний и авторитета.
И не устану повторять «Гимн учителю»:
Нужных профессий на свете – не счесть!
Но люди всегда,
во все времена,
Учителем зваться считали за честь.
И пусть зарплату платят ему мизЕрную,
Но радость людям несёт он безмерную:
Он учит читать,
грамотно писать,
умению числа сложить и как трудом, своим умом
уваженье людей заслужить.
Так пусть же имя его вечно славится,
И слава эта пусть не убавится!
И пусть же в жизни так будет всегда
И сегодня, и завтра, и после:
Счастье с учителем будет всегда
И радость пусть будет возле!».
Вот на такой бы мажорной ноте, наверно, и закончил выступление.
Но не получил слова. И не обижаюсь: сам виноват.
Зато вот так, в краткой форме, по горячим следам, «выплеснул» накопившиеся эмоции от посещения школы.
А после торжественной части был организован фуршет в школьной столовой.