0

ДЕД МОРОЗ ИЛИ САНТА КЛАУС?

Андрей Таскаев

Мы недавно праздновали день памяти Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа города Миры в стране Ликии (Мир Ликийского)! С именем святителя Николая связана одна очень интересная традиция. В своей жизни святой угодник старался делать добрые дела тайно, так как и учил Спаситель. В его житии сохранился один из таких эпизодов, когда он тайно подбрасывал мешочки с золотом. Отсюда берет свое начало традиция подбрасывать (подкладывать) своим детям под Рождество пакетики с подарками. В других местах, подарки подкладывали, в самый день празднования свят. Николая. Эта традиция до сих пор сохранятся в тех странах, где не было безбожной власти. У нас же этот обычай, в начале ХХ века, вместе с Рождественской елкой попал в число «неполиткорректных» или не «толерантных» (как бы сейчас сказали). Но, народная любовь к великому святителю не угасала, и люди продолжали чтить Святого Николая и дарить (или подкладывать ночью) своим детям подарки под Рождество. Тогда власть пошла на уступки, но почти до неузнаваемости извратила этот древний обычай. Обратите внимание на очевидный факт на Западе до сих пор Санта Клаус или Николаус (Святой Николай) приносит подарки под (!) Рождество Христово! И встречают пока еще во многих странах Рождение Христа, а не Нового года! Он (святитель Николай) родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бари установлено 9 мая, вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудевающую помощь Угодника Божия. Говорят, если движение нельзя победить, то его нужно возглавить. Если есть некая традиция и искоренить её сложно, то просто можно немного изменить её смысл и подменить действующих персонажей. Что собственно было и сделано в советское время. Новый год сам по себе праздник языческий и к Христианству не имеет отношения, так и Дед Мороз персонаж языческий (а отнюдь не советский). Поэтому для нас православных есть замечательный зимний праздник Рождество Христово, есть память о святом чудотворце Николае. Вообщем то, Дед Мороз как даритель подарков личность весьма сомнительная: Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он собирал жертвоприношения, воровал нерадивых детей и уносил их в мешке. Однако со временем — как это часто бывает — всё стало «с ног на голову» Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет указано, что он принял крещение. Строго говоря, не стоит, наверное, напрямую, ассоциировать русского Деда Мороза со святителем Николаем. В 1840 г. опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Образ еще далек от «ёлочного» персонажа: календарная приуроченность сказки - не Рождество и не Новый год, а весна (Мороз Иванович живет в колодце, оттого что «жарко становится»); не он приходит к детям, а дети приходят к нему; да и подарки его — это лишь плата за службу. И все же образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет в ледяном доме, спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. Заботясь о природе, покрывает снегом озимые всходы; попечительствуя о людях, стучит в окошки, чтоб «не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать», проводя при этом и «нравственные идеи» о необходимости «нищеньким помогать». В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. И с этого момента всё больше удаляется образ сказочного старика от давнего языческого прообраза. Через два десятилетия он начинает появляться на рождественских ёлках как игрушка, а вскоре и как театральный игровой герой в ёлочных представлениях. Персонаж, которому дети были обязаны елкой и подарками, выступает под разными именами. Во Франции два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает «Отец Рождество». Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд, в его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей. Два Деда Мороза и у детей Швеции. Но оба – добрые: и сутулый дед Юлтомтен и карлик с бородой Юлниссар. Они оставляют шведским ребятишкам под Новый год подарки на подоконниках. На Кипре Деда Мороза зовут Василием. А в Италии вместо Деда Мороза - старушка Бефана. Она прилетает в новогоднюю ночь к дому и через дымоход спускается в комнату, где оставляет хорошим детям сладости и игрушки, а плохим достается только зола из очага... Так что даже дальние ассоциации со св.Николаем Чудотворцем далеко не у всех народов сохранилось. Меня лично, больше всего смущает Санта Клаус. Особенно в современной фривольной трактовке, например, американских фильмов типа "Плохого Санты". Только мне кажется, что русский Дед Мороз к грубой пародии на Святителя Николая никакого отношения не имеет, и не стоит вступать в конфликт с уже более чем полуторавековой народной традицией, зародившейся в царской православной России, и не имеющей ничего общего с богоборчеством. Что же касается внучки Деда Мороза, которую часто представляли «женой», то свой современный вид образ, Снегурочка получила в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 г. Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Очень важен именно тот момент, что Снегурочка – посредник, потому что Дед Мороз так и остался неким волшебным персонажем, не столь человечным, нежели Снегурочка, хотя изначально Снегурочка – дух природы, персонаж из мира иного. Как правило, в сказках Снегурочка – сделанная из снега, ожившая девочка. Возможно, родиной Снегурочки является г.Кострома, а альтернативой ее происхождения является костромская легенда. По мнению некоторых исследователей русского фольклора, сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре. Поскольку Снегурочка сделана из снега, то можно утверждать, что она была олицетворением зимы, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Достоверно не известно, какую богиню представляла собой Кострома, враждебную ли или наоборот, помогающую людям. Ее характеристика в качестве заложного покойника соответствует сущности, враждебной живым людям, но тот факт, что ее или сжигали на костре, или топили в реке, может означать, что она возрождающееся доброе божество, такое как, к примеру, египетский Осирис. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом, в христианские времена постепенно превратившимся в наивную и крайне положительную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. И уже на протяжении многих столетий Снегурочка в восприятии русского человека - персонаж доброй детской сказки. Вопрос для обсуждения: КАК СЕЙЧАС РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ НОВЫЙ ГОД С ДЕДОМ МОРОЗОМ – САНТА КЛАУСОМ И СНЕГУРОЧКОЙ – КОСТРОМОЙ?

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...