Как должны рассматриваться обращения граждан
АнонимПраво граждан на обращение является одним из важнейших прав, декларированных Конституцией РФ. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращение является не только формой активного участия граждан в общественной жизни, но и действенным механизмом по защите их прав и свобод. В настоящее время производство по обращениям граждан регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 данного Закона гражданин может направлять в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа обращение в виде предложения, заявления или жалобы, а также имеет право устно обращаться в эти органы. Исходя из положений ст. 10, ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", рассмотрение обращения, соответствующего компетенции органа государственной или муниципальной власти, обязательно. При этом должностные лица обязаны: - обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, или с выездом на место; - запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; - принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; - дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Важными положениями данного закона, направленными на предупреждение волокиты, являются нормы, устанавливающие 30-дневный срок рассмотрения письменных обращений граждан, а также 7-дневный срок направления обращений по подведомственности, если поставленные в нем вопросы не относятся компетенции органа, в который оно поступило, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Как показывает практика, не во всех случаях данные обязанности исполняются должностными лицами надлежащим образом. Статьей 5.59 Кодека об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ). По результатам прокурорской проверки, проведенной в Администрации Великолукского района в связи с коллективными обращениями граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, был выявлен факт существенного нарушения установленных законом сроков рассмотрения обращений, что повлекло их повторное обращение в прокуратуру района по тем же вопросам. Должностное лицо Администрации Великолукского района, допустившее нарушения действующего законодательства, по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности с наложением штрафа в размере 5000 рублей. Помощник прокурора Великолукского района А.Т.Павлова